Гродненская областная организация Белорусского профсоюза банковских и финансовых работников

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза банковских и финансовых работников

Осторожно, гаджеты! Чем опасна детская интернет-зависимость, рассказывает психолог

Психолог ответила на шесть актуальных вопросов о детской интернет-зависимости.

Современные дети с раннего возраста пользуются гаджетами. Даже малыши с легкостью включают любимые мультики через интернет-браузер. Но, к сожалению, нередко чрезмерное увлечение компьютером и телефоном перерастает в интернет-зависимость. Как этого не допустить, рассказала психолог диспансерного психонаркологического отделения для детей ГОКЦ «Психиатрия-наркология» Алла Мирон.

– Что общего у интернетзависимости и других вредных привычек?

– Детям труднее отслеживать время, проведенное с телефоном в руках, чем взрослым. Ведь психика маленького ребенка слабо оперирует понятиями «контроль» и «запрет». Ей хочется легкого получения дофамина – гормона удовольствия. Добиться этого можно, открыв интернет, где найдешь любые мультики и игры. Замечу, что выработка дофамина также лежит в основе игровой, алкогольной и других зависимостей. Поэтому нельзя назвать бесконечное сидение в гаджетах менее важной проблемой среди несовершеннолетних.

– Почему ребенок иногда предпочитает виртуальный мир реальному?

– На психическое состояние ребенка в первую очередь влияет его близкое окружение. Постоянные семейные ссоры, чрезмерная опека или, наоборот, безразличное отношение близких вынуждают детей искать поддержку среди виртуальных друзей. Добавим к этому недопонимание с одноклассниками или учителями. Как итог – ребенок сутками сидит в интернете, потому что там он может притвориться самым успешным, любимым, общительным и так далее. Возвращение в реальность вызывает тревогу, стресс.
– Опишите, пожалуйста, типичный портрет интернет-зависимого ребенка.

– По своему опыту скажу, что устойчивая зависимость от гаджетов появляется у детей в 7 – 10 лет. Как правило, это ребята без постоянных хобби, друзей и успехов в школе. Они проводят свободное время с гаджетом.

– Возникает закономерный вопрос: с какого возраста ребенка можно подпускать к телефону или компьютеру?

– С 2010-х дети, образно выражаясь, рождаются с гаджетом в руках. Чтобы интернет-зависимость не привела к заболеваниям психики, ребенку от рождения до 2 лет нежелательно давать гаджеты. В 2 – 3 года можно включать 15-минутное видео на компьютере, так зрению наносится меньший вред. В 3 – 5 лет можно давать планшет на 25 минут. Идеальное время пребывания в интернете для детей 5 – 9 лет не превышает 40 минут в день. С 9 лет оно равняется 1-1,5 часам.

– Когда можно зарегистрировать ребенка в социальных сетях?

– Приучать ребенка к социальным сетям можно в 13 – 15 лет. Подпишитесь на страничку подростка и следите за тем, что тот выкладывает. Расскажите детям о правилах безопасного поведения в интернете. Например, что нельзя переписываться с незнакомцами, говорить им о своем местоположении, а также переходить на потенциально опасные сайты.

– Как мотивировать ребенка соблюдать цифровую гигиену?

– Установите лимит времяпрепровождения в интернете для всех членов семьи. Нелишним будет устроить день детокса, отправьтесь с детьми на прогулку или найдите другое занятие без смартфона. Во-вторых, ребенок должен отложить телефон за два часа до сна. Так гормон мелатонин, который способствует засыпанию, будет вырабатываться в достаточном количестве. Если ваш ребенок проходит через адаптацию к школе или садику, не давайте ему гаджеты. Ведь без них детям проще будет завести новые знакомства и не замкнуться в себе. Наконец, экран смартфона перед глазами во время еды делает ребенка привередливым к определенным продуктам. Отвлекаясь, он не чувствует вкус пищи и насыщение. Это ведет к дополнительному потреблению калорий и, как следствие, проблемам с ЖКТ.

В регионе проводятся профилактические лекции на тему алкоголизма и наркомании, а вот интернет-зависимости уделяется меньше внимания. Считаю, что о проблеме нужно чаще говорить как с самими школьниками, так и их родителями на рабочих местах. Ведь бывает, что старшие требуют от детей не играть в компьютерные игры, пока сами листают ленту социальных сетей. Гармоничные взаимоотношения членов семьи и примеры цифровой грамотности со стороны взрослых помогут снизить вероятность серьезной интернет-зависимости у детей