Гродненская областная организация Белорусского профсоюза банковских и финансовых работников

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза банковских и финансовых работников

Позитивная тенденция: уровень смертности на дорогах страны достиг минимальных значений в прошлом году

В ушедшем году количество погибших на дорогах страны достигло минимальных показателей. Об этом рекордном успехе, других знаковых достижениях и дальнейших направлениях работы рассказал начальник главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Вадим Гаркун.

— Вадим Николаевич, каким был 2023-й для сотрудников Госавтоинспекции?

— Год действительно выдался насыщенным событиями. Напряженная работа продолжалась по всем направлениям, особенно связанным с законодательными инициативами.

Прежде всего, участвовали в подготовке нормативного акта, вносящего изменения в Закон «О дорожном движении». Этот документ касается порядка признания водительских удостоверений недействительными, обучения и сдачи экзаменов в автошколах, правовых оснований для предоставления сведений из автоматизированной информационной системы ГАИ.

Определенный отпечаток накладывали вступившие в силу в 2022 году изменения в Правилах дорожного движения: граждане должны были привыкнуть к новым требованиям, а стражи дорог разъясняли им новшества и контролировали соблюдение ПДД.

Вместе с тем по уже устоявшейся практике во всех регионах страны провели значительное количество мероприятий по улучшению условий дорожного движения и созданию инфраструктуры, способной минимизировать гибель людей в ДТП. Горжусь, что оценивавшая их реализацию Постоянная комиссия при Совете Министров констатировала: транспортные артерии стали безопаснее.

Благодаря системной работе на протяжении нескольких последних лет во взаимодействии с сотрудниками других подразделений ведомства и представителями заинтересованных субъектов профилактики количество погибших на дорогах страны в 2023-м достигло минимума за всю историю ведения учета — 434 человека.

— Как удалось повысить дисциплину среди участников дорожного движения?

— Наряду с упреждающими мерами по-прежнему осуществляли принципиальный контроль за водителями, допускавшими грубые проступки на проезжей части. Как результат, в сравнении с 2022 годом число происшествий, случившихся по вине пьяных, сократилось на 13 процентов, погибших в них — на 28. Удалось призвать к порядку и бесправников — они давали о себе знать гораздо реже.

За последние 10 лет законодательство в сфере обеспечения дорожной безопасности претерпело существенные изменения. В частности, значительному снижению количества злостных нарушителей на транспортных артериях поспособствовало кратное увеличение штрафов, а также конфискация авто, административная и уголовная ответственность за повторный проступок в течение года.

Но повысить дисциплину среди пешеходов и водителей помогло не только это. Сотрудники ГАИ постоянно разъясняют детям и взрослым правила безопасного поведения на дороге и в транспорте, рассказывают и наглядно показывают последствия нарушений ПДД, ведут активную работу в социальных сетях и мессенджерах. Менталитет соотечественников сильно изменился, например, замечаю, что сейчас общество крайне негативно относится к тем, кто садится за руль даже в легком подпитии.

— После вступления в силу изменений в правилах, касающихся велосипедистов и пользователей средств персональной мобильности, произошел всплеск инцидентов с их участием. Как планируете решать эту проблему в новом сезоне?

— Действительно, отметили некоторое увеличение числа ДТП с велосипедистами на пешеходных переходах, хоть количество погибших и уменьшилось. Одна из основных причин произошедшего находится на поверхности. Уязвимые участники дорожного движения пользуются предоставленным правом не спешиваться, но при этом не исполняют обязанность — перед пересечением проезжей части заблаговременно снизить скорость и убедиться в безопасности, а затем выезжать на велопереезд или переход и двигаться со скоростью идущего пешехода. Чтобы избежать осложнения ситуации, в наступившем году планируем провести работу в нескольких направлениях.Во-первых, анализируя бурное развитие велосипедного движения и в целом запрос общества на использование немеханического транспорта, отмечаем: в последние три-четыре года в столице доля участия двухколесных средств передвижения в трафике на основных магистралях возросла чуть ли не в два раза. И эта тенденция сохранится. Поэтому крайне важно предпринять более динамичные шаги по развитию соответствующей инфраструктуры: строительство не совмещенных с тротуаром велодорожек, создание на проезжей части отдельных участков для движения велосипедистов, обустройство велопереездов на разных уровнях с дорогой и их оснащение техническими средствами, дорожными знаками, светофорами.

Во-вторых, огромный пласт работы должен быть посвящен профилактике, в том числе взаимодействию с родителями. Задавая мамам и папам вопрос, может ли ребенок до 14 лет пересекать дорогу на велосипеде, увы, слышу утвердительный ответ. А ведь юные любители экотранспорта должны спешиваться!

И в-третьих, в отношении тех, кто прекрасно знает правила, но продолжает их игнорировать, станем применять меру наказания рублем.

— А какие новые инженерные решения внедрили на дорогах в 2023-м?

— Особое беспокойство вызывала проблема наезда на уязвимых участников дорожного движения. Одним из главных рычагов влияния на ситуацию является успокоение транспортных потоков в населенных пунктах в тех местах, где обычно происходит конфликт водителей и пешеходов, велосипедистов, пользователей электросамокатов. Для этого продолжаем внедрять такие известные технические средства, побуждающие драйверов сбрасывать скорость, как искусственные неровности, заужение проезжей части, обустройство островков безопасности.

По данным ВОЗ, даже незначительное снижение скорости позволяет уменьшить тяжесть последствий в случае инцидента: при  60 километрах в час вероятность смертельного травмирования пешехода равна примерно 100 процентам, до 50 километров в час — 80 — 85, при 30 — 10.

А на загородных трассах набирает обороты тренд на создание подземных переходов, в которых не нужно спускаться и подниматься по ступенькам. Это решение как раз прорабатываем в рамках реконструкции дороги М3 (Минск — Витебск).

— Веяния времени требуют наибольшей автоматизации процесса контроля за дорожным движением. На ваш взгляд, насколько быстро мы продвигаемся в этом направлении?

— Появляется все больше «умных» перекрестков, оснащенных детекторами транспорта. Из последних решений: в Минске внедрили систему, обеспечивающую приоритет проезда общественного транспорта при его опоздании. Это стало возможным благодаря интеграции работы светофоров и рейсовой техники.Кроме того, современные устройства фиксируют все больше нарушений ПДД. Уже около 10 лет осуществляется автоматический контроль за соблюдением скоростных режимов. А в 2023-м расширили практику использования камер для регистрации автомобилей, проигнорировавших требования дорожных знаков, правила остановки и стоянки, а также для выявления в потоке транспорта без допуска к участию в дорожном движении.

— На чем планируете сконцентрировать усилия в наступившем году?

— Проанализировав итоги, сосредоточимся на болезненных точках. А это в первую очередь снижение детского травматизма и обеспечение безопасности уязвимых участников дорожного движения. Половина погибших в 2023-м — пешеходы и велосипедисты. Причем трагические инциденты возникали, как правило, в темное время суток. Поэтому продолжим напоминать гражданам о необходимости использования световозвращающих элементов, а также скоординируем усилия с органами власти по улучшению качества освещенности дорог, особенно в сельской местности.

ИСТОЧНИК

безопасность

ГАИ

полезно знать

профилактика