На работе этот сотрудник никогда не заговорит с посторонним человеком. А его сумка, вопреки расхожему мнению, заполнена не только деньгами. О тонкостях профессии рассказал старший инкассатор регионального управления No 27 Лиды ОАО «НКФО «Белинкасгрупп» Андрей Гелажинь, корреспонденту «Беларускі час»
Ценности на маршруте
Андрей работает инкассатором больше 7 лет. С будущей профессией определился во время службы в армии. Полушутя признается, что выбор сделал во многом из-за фильмов: большие деньги, погони, оружие. И хотя реальность разительно отличается от выдумки сценаристов, работа нравится.
– Задача инкассатора – обеспечить своевременную доставку ценностей. Это могут быть не только бумажные деньги, но и слитки, драгоценные камни, ценные бумаги, предметы искусства. Даже забытая в банкомате карточка, которая перевозится из одного отделения в другое, – рассказывает Андрей. – Обслуживаем банковские учреждения, обменники, банкоматы, инфокиоски, предприятия торговли и сервиса – всё, что связано с наличным денежным оборотом.
За лидским управлением закреплены 6 районов. Но не редкость командировки в столицу и областные центры – нужно быть готовым к разъездам. Интересно, что до начала смены инкассаторам не известно, кто и куда будет перевозить ценности. Маршрут определяет логистический центр – такова одна из многочисленных мер безопасности. За день работники обслуживают от 2 до 80 объектов.
Монеты с бронежилетом
Перед сменой инкассаторы проходят медосвидетельствование и инструктаж, вооружаются, получают бронежилеты (их вес составляет около 7 кг). С такой допнагрузкой приходится ходить весь рабочий день, а он ненормированный и бывает по 10–12 часов. Профессия в прямом смысле нелегкая: к примеру, сумка с кассетами для банкомата может весить 20–30 кг. «Утяжелила» работу и прошедшая в 2016 году деноминация, после которой в оборот вошли монеты.
– Бригада инкассаторов (водитель-инкассатор, инкассатор-сборщик и старший инкассатор) несет коллективную материальную ответственность за доверенные им ценности. Вначале, конечно, испытываешь стресс. Но со временем привыкаешь – иначе просто не сможешь выполнять работу. Настраиваешь себя на то, что нам дали сумку, она опломбирована и это просто груз, который нужно перевезти из точки А в точку Б, – делится Андрей. – По инструкции, подъезжая к объекту, изучаем местность: нет ли рядом подозрительных лиц, скопления выпивших людей и т.д. Если грозит какая-то опасность, остаемся в машине.
Броня инкассаторского автомобиля устойчива к нескольким видам огнестрельного оружия, салон оборудован автономными системами пожаротушения и вентиляции, тревожной кнопкой для экстренного вызова помощи, видеорегистраторами. Спутниковая система позволяет постоянно отслеживать машину как в движении, так и во время остановок. В каждой точке свое время обслуживания – промедление сразу видно на мониторе дежурного. Более того, программа фиксирует, когда и какая дверь открывается.
Вот зарплата идет!
– Бывает, автомобиль может заехать на пешеходную зону, что вызывает недовольство горожан. Руководствуемся не своими прихотями, а требованиями безопасности: нужно подъехать как можно ближе к инкассируемому объекту или банкомату. Мы не можем оставить машину в 500–600 метрах и «пройтись пешком», потому что водитель по инструкции должен наблюдать за нами и контролировать обстановку, – объясняет Андрей.
Не могу не спросить про внештатные ситуации. Например, были ли инциденты с прохожими.
– В моей практике, к счастью, конфликтов не было. Часто люди в шутку говорят что-то вроде «Вот зарплата идет» или предлагают помочь поднести сумки. Не обращаю на такие реплики внимания: инкассаторам запрещено говорить с посторонними, вступать с ними в контакт. Во-первых, нельзя отвлекаться и терять концентрацию, во-вторых, никогда не знаешь наверняка, как твои слова воспримет другой человек, какие у него на самом деле намерения, – рассказывает Андрей. – На курсах повышения квалификации рассматриваем разные ситуации. Психологической подготовке уделяется не меньше внимания, чем физической или огневой.
Елена КАЯЧ, фото автора